Эффективность применения меры профилактики для несовершеннолетних в виде помещения в специальное учебное учреждение закрытого типа

В соответствии с федеральным законом Уполномоченные по правам ребёнка в субъектах Российской Федерации наделены правом участвовать в судебных процессах и давать заключения по административным исковым заявлениям, связанным с помещением несовершеннолетнего специальные учебные учреждения закрытого типа.
В 2024 г. в аппарат Уполномоченного поступили уведомления о принятии судом к рассмотрению 8 исковых заявлений данной категории. Исковые требования детским правозащитником поддержаны, судом удовлетворены.
В текущем году поступило исковое заявление о помещении в специальное учреждение закрытого типа 13-летней жительницы Шилкинского района, которая в течение года совершила более 10 уголовно-наказуемых деяний, однако не достигла возраста привлечения к административной ответственности.
Решением районного суда иск удовлетворен, однако, не согласившись с решением, законный представитель и адвокат в Забайкальский краевой суд подали кассационную жалобу. Уполномоченный по правам ребенка при рассмотрении жалобы высказала свою позицию о том, что исправление несовершеннолетней возможно только при проведении комплексной индивидуальной профилактической работы, направленной на психологическую, социальную и педагогическую реабилитацию подростка в условиях специального учреждения. Судом иск удовлетворен.
Вопрос профилактики правонарушений среди несовершеннолетних остается одной из ключевых задач современного общества. В качестве меры, применяемой в случаях, когда подросток демонстрирует устойчивое асоциальное поведение, является помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Эта мера направлена на коррекцию поведения, социальную адаптацию и предотвращение повторных правонарушений.
Специальные учебные учреждения закрытого типа созданы для работы с несовершеннолетними, которые совершили правонарушения, но не достигли возраста уголовной ответственности или были освобождены от нее.
Основными задачами являются изоляция от негативного влияния, ограничение контактов с криминальной средой, а также коррекция поведения - работа с психологами, педагогами и социальными работниками для изменения установок и ценностей подростка. В учреждении ребята могут получить образование и освоить навыки, которые помогут в дальнейшей социализации, а также пройти ресоциализацию - подготовку к возвращению в общество с новыми установками и мотивацией к законопослушному поведению.
Эффективность помещения в учреждение зависит от множества факторов, включая индивидуальные особенности подростка, качество работы и поддержку со стороны семьи и общества.
Своевременное помещение в такое учреждение закрытого типа может значительно снизить вероятность повторных правонарушений. Это связано с интенсивной работой над поведением и мировоззрением подростка. Работа с психологами помогает подросткам разобраться в причинах своего поведения, научиться контролировать эмоции и строить здоровые отношения. Эффективность меры напрямую зависит от условий содержания, квалификации персонала и доступности программ реабилитации, а также отношение семьи. Если семья не готова поддерживать подростка после возвращения, риск рецидива возрастает. Важно вовлекать семью в процесс реабилитации, проводя работу с родителями или опекунами.
Необходимо обеспечить индивидуальный подход к каждому подростку, учитывая его психологические и социальные особенности, развивать программы постинтернатного сопровождения, чтобы помочь выпускникам адаптироваться в обществе.
Помещение несовершеннолетних в специальные учебные учреждения закрытого типа может быть эффективной мерой профилактики правонарушений, если оно сопровождается комплексной работой по коррекции поведения, образованию и ресоциализации. Однако успех этой меры зависит не только от качества работы учреждения, но и от готовности общества принять подростков, стремящихся изменить свою жизнь.
Важно помнить, что главная цель - не наказание, а помощь в становлении законопослушного и социально ответственного гражданина.